Закон о новых правилах работы нарынке страхования ответственности автовладельцев, принятый 15 марта, как и ожидалось, страховщиков не порадовал. В конце марта одна из ассоциаций страховых компаний – Украинская Федерация Страхования (УФУ) – направила Президенту письмо с прошением наложить на него вето. Президент пока держит паузу.
Основная претензия страховщиков – повышение финансовой нагрузки на них. При том, что ОСАГО и так один из наиболее убыточных видов страхования. Во-первых, законом предполагается создание фонда обеспечения страховых выплат, который будет формироваться за счет премий от «автогражданки» для гарантирования будущих выплат. Во-вторых, страховщикам придется ежегодно отчислять 1% собранных премий на содержание Моторного Бюро.
В-третьих, закон устанавливает минимальные лимиты по возмещению ущерба, причиненного жизни и здоровью пострадавших (см. таблицу). Раньшестраховщики оценивали размер возмещения самостоятельно, что зачастую приводило к занижению полагающейся пострадавшему суммы. Доля страхового возмещения ущерба жизни и здоровью за все годы действия ОСАГО колебалась в пределах 2–3%. А все остальное шло на возмещение ущерба транспортным средствам. Гендиректор МТСБУ Вадим Загребной уверен, что новый закон сможет значительно улучшить ситуацию. Но, естественно, и увеличит нагрузку на страховщиков. В то же время, страховые тарифы по ОСАГО не должны расти. А новые лимиты возмещения начнут действовать по всем полисам, в том числе, купленным до вступления нового закона в силу (июнь 2012, если будет подписан Президентом).
В свою очередь в Моторном Бюро настаивают на том, что страховщики сами виноваты в низкой стоимости полисов. Ведь многие, если не сказать все, участники рынка жестко демпингуют в борьбе за клиента. Полисы ОСАГО зачастую продаются с дисконтом до 30–40% базовой стоимости полиса. Кстати, новый закон также ограничивает права страховых компаний на установление различных скидок и программ лояльности. Со вступлением закона в силу страховки будут продаваться только по их базовой стоимости, которая рассчитывается по единой схеме.
Страховщики всерьез опасаются, что новые правила игры на рынке могут привести к росту убыточности ОСАГО и как результат – к банкротству некоторых СК. В создавшейся ситуации МТСБУ и Нацкомфинуслуг реанимировали идею создания государственной страховой компании, которая занималась бы исключительно данным видом страхования. Пока это только разговоры, но если страховщики и контролирующие органы не придут к согласию, не исключено, что вскоре «сказка станет былью».
Кроме всего вышеперечисленного, новый закон также содержит небезынтересное новшество, касающееся налогообложения страхового возмещения. Если пострадавший получает возмещение (по имущественному ущербу) на свой расчетный счет, то его сумма уменьшается на сумму НДС (налоговым агентом выступает СК). Вернуть НДС пострадавший сможет в том случае, если предоставит страховщику документальное подтверждение осуществленного ремонта. Вся сумма возмещения перечисляется пострадавшему только в том случае, если средства направляются напрямую на СТО.
Стандартная стоимость полиса ОСАГО*
Объем двигателя | До 100 тыс. населения | 100–500 тыс. населения | 500 тыс.–1 млн. населения | Свыше 1 млн. населения | Киев |
Менее1600 см | 243 грн. | 316 грн. | 437 грн. | 559 грн. | 778 грн. |
1601–2000 см | 277 грн. | 360 грн. | 499 грн. | 637 грн. | 886 грн. |
2001–3000 см | 287 грн. | 373 грн. | 516 грн. | 660 грн. | 918 грн. |
Более3001 см | 442 грн. | 575 грн. | 796 грн. | 1017 грн. | 1415 грн. |
*Для физлиц-владельцев легковых автомобилей, полис на одного водителя, сроком на 1 год.